Бухгалтерский учёт: какие ошибки бывают и как не допустить их появления

Бухгалтерский учёт: какие ошибки бывают и как не допустить их появления

Кто-то из известных людей однажды сказал: не ошибается тот, кто ничего не делает. Безусловно, эта фраза вдохновляет на работу и саморазвитие, однако вряд ли утешит бухгалтера или директора компании, обнаруживших в учёте какое-либо несоответствие. Подобных ситуаций сложно избежать, однако это возможно: нужно понимать, из-за чего допускаются ошибки и как снизить вероятность их появления к минимуму.

Где можно сделать ошибку?

Бухгалтерский учёт всегда начинается с первичной документации, поэтому требуется внимательно следить за её наличием и заполнением. При работе с ней распространены следующие ошибки:

  • В организации нет определённого первичного документа. Это грубое нарушение, которое может повлечь за собой множество неприятностей: если сотрудник сделал запись о какой-либо хозяйственной операции, то она будет считаться недействительной в случае отсутствия соответствующего акта или приказа.
  • Заполнение или разработка формы, неудовлетворяющей требованиям законодательства. В настоящее время бо́льшая часть документации создаётся и утверждается предприятием самостоятельно, но бухгалтерия не может руководствоваться исключительно собственными пожеланиями. Важно, чтобы первичные учётные формы содержали все позиции, указанные в нормативных актах. Если в документах нет хотя бы одного реквизита, то на их основании нельзя делать бухгалтерские записи.

Далее первичные документы обрабатываются: данные из них переносятся в информационную базу. Здесь могут возникнуть следующие трудности:

  • Проводки, составленные неправильно. Если бухгалтер неуверенно чувствует себя при работе со счетами, то велика вероятность, что имущество или обязательство окажется не в нужном месте.
  • Неверные расчёты. В некоторых случаях сотрудник должен высчитать требуемое число на основе денежной суммы, указанной в документе. Чтобы получить правильный результат, необходимо учитывать все нюансы хозяйственной операции. Отметим, что на обоих этапах возможны опечатки, допущенные из-за усталости или невнимательности, которые важно вовремя находить и исправлять.
Частые ошибки главных бухгалтеров

Конечно, ошибаются не только рядовые сотрудники, но и главные бухгалтеры. У них всегда много задач и большая зона ответственности, поэтому их «промахи» гораздо значительнее. Среди наиболее распространённых выделяют:

  1. Формирование учётной политики, которая не подходит компании. При определении способов ведения учёта нужно отлично понимать специфику предприятия, иначе можно выбрать убыточные для него варианты.
  2. Неправильно заполненная отчётность – это происходит в двух случаях. Первый связан с тем, что бухгалтер не ознакомился с инструкцией (или сделал это невнимательно), и либо вписал не те данные, либо ошибся со строкой. Второй касается изменений в законе: сотрудник не проверил, есть ли обновления в нормативных актах, и из-за незнания заполнил устаревшие формы отчётности.
  3. Некачественное решение управленческих вопросов. Организация работы в отделе показывает, насколько эффективно главный бухгалтер справляется с должностью как руководитель. Если у него не получается грамотно распределить обязанности между другими сотрудниками или аккумулировать необходимую информацию к определённому сроку, значит, он недостаточно занимается организационными моментами, которые тоже важны.
Профилактика ошибок в бухгалтерском учёте

Кажется, что даже если опытный главный бухгалтер не идеален, то вести учёт безошибочно невозможно. Разумеется, защититься от всех опечаток и недосмотров нельзя, ведь и автоматизированные системы не дают стопроцентной гарантии верно составленной бухгалтерии. Однако некоторые рекомендации могут предупредить значительную часть ошибок:

  • постоянный контроль за всеми этапами бухгалтерского учёта, проверка имеющихся данных;
  • закрепление каждого участка за тем сотрудником, который специализируется в соответствующей области;
  • регулярное повышение квалификации бухгалтеров: их знания должны всегда быть актуальными;
  • отслеживание изменений в законодательстве.

Если Вы не хотите беспокоиться о бухгалтерском учёте в Вашей компании, то воспользуйтесь нашими услугами и занимайтесь исключительно развитием бизнеса. Вместе с нами Вы поймёте, что безошибочная бухгалтерия – это не утопия, а реальность, возможная благодаря работе нашего высококвалифицированного персонала.